Ниже приводится краткое описание различных типов вмешательств:
1. Вмешательства, основанные на поведенческих подходах.
Такие вмешательства сосредоточены на обучении детей новому поведению и навыкам с использованием специализированных, структурированных методов. Эти методы - лучшие обучающие инструменты для развития навыков и поощрения правильного поведения. Подходы, основанные на поведении, вероятно, наиболее изучены и лучше всего подтверждаются фактическими данными и исследованиями. Поэтому они являются наиболее часто используемыми методами вмешательств для детей с РАС. На рынке услуг вмешательства с использованием подхода прикладного анализа поведения (ABA) особенно распространены и хорошо поддерживаются.
Примерами вмешательств, которые основаны на поведенческом подходе являются:
- Обучение дискретным пробам/ Discrete Trial teaching (DTT);
- Программа Центра нарушений развития Дугласа/ Douglass Developmental Disabilities Teaching (DDDC);
- Случайное обучение/ Incidental Teaching;
- Программа Ловаас/Lovaas Program;
- Тренинг ключевых реакций/Pivotal Response Treatment (PRT);
- Поддержка позитивного поведения/Positive Behavior Support (PBS);
- Программа Принстонского института развития ребенка/Princeton Child Development Institute Program.
2. Развивающие вмешательства.
Вмешательства, основанные на развивающих подходах, направлены на то, чтобы помочь детям сформировать позитивные, содержательные отношения с другими людьми. Они сосредоточены на обучении детей социальным и коммуникативным навыкам в повседневной структурированной обстановке. Они также помогают детям развить навыки повседневной жизни. К сожалению, пока недостаточно качественных исследований, демонстрирующих качественные результаты. Тем не менее, некоторые из вмешательств, основанных на развивающих подходах, показывают потенциально положительные результаты.
Примерами развивающих вмешательств являются:
- Социально-прагматическая модель развития/Developmental Social-Pragmatic (DSP) model;
- DIR Floortime (Генерация нового поведения ребенка на его ступени развития);
- Вмешательство по развитию взаимоотношений/Relationship Development Intervention(RDI);
- Отзывчивое обучение/Responsive Teaching.
3. Комбинированные вмешательства.
Некоторые подходы сочетают элементы поведенческих подходов и методов развития, а также используют новую информацию о РАС и типичном развитии ребенка. Часто комбинированный подход является наиболее эффективным, поскольку он объединяет характеристики нескольких хороших вмешательств. Например, любое поведенческое вмешательство будет гораздо более эффективным, если оно будет семейно-ориентировано.
Примерами комбинированных вмешательств являются:
- Денверская модель раннего вмешательства/Denver early Start Model;
- Модель SCERTS (Social Communication, Emotional Regulation, Transactional Support );
- TEACCH ( клиническая, обучающая и исследовательская программа).
4. Семейно-ориентированные вмешательства.
Семейно-ориентированные вмешательства базируются на принципе о том, что участие семьи в терапии имеет центральное значение для удовлетворения потребностей развития ребенка. В частности, родители не только являются основными в принятии решении по выбору вмешательства, но и играют ключевую роль в их внедрении/реализации.
Семейно-ориентированные вмешательства предназначены для предоставления рекомендаций, обучения, информации и поддержки членами семьи.
К сожалению, количество исследований, которые показывают эффективность подобных вмешательств, не так много, но, они появляются. Успех подобных вмешательств зависит от наличия прочных и основанных на сотрудничестве родительско-профессиональных отношений. От эффективности сотрудничества зависит удовлетворения потребностей всей семьи, не только ребенка с РАС, так что все члены семьи получают выгоду от вмешательств.
5. Вмешательства на основе терапий.
Основанные на терапии подходы/вмешательства предусматривают специфическую терапию, направленную на конкретные трудности.
Примеры включают использование:
- логопедия для развития коммуникативных и социальных навыков ребенка;
- эрготерапия для развития навыков повседневной жизни; развития физических навыков;
- и др. .
Подходы, основанные на терапии, часто используются вместе с другими программами вмешательств или как их часть.
Примерами подобных вмешательств являются:
- Обучение функциональной коммуникации/Functional Communication Training (FCT);
- Язык жестов/Sign Language;
- Система альтернативной коммуникации ПЕКС/Picture Exchange Communication System (PECS).
6. Медицинские вмешательства.
Время от времени вы будете слышать о новом «чудодейственном лекарстве» от РАС. До сих пор не существует лекарств, доказавших свою эффективность в лечении РАС. Скорее, большинство лекарств используется для улучшения, но не обязательно для устранения проблем, которые иногда наблюдаются у детей с РАС.
Медицинские вмешательства, ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть обсуждены с и предписаны лечащим ребенка врачом. Необходимо помнить, что существуют четкие правила о том, как следует проводить медицинские вмешательства!
7. Альтернативные методы вмешательств.
Существует ряд альтернативных вмешательств, у которых мало или совсем нет доказательной базы их эффективности. В связи с этим, есть потенциальные риски их использования. К сожалению, подобные вмешательства не приносят пользу, даже если они не наносят прямого вреда, на них тратятся ресурсы и энергия семьи, которые могли бы быть эффективно потрачены на вмешательства, которые имеют доказательную базу и приносят пользу ребенку и семье.
Примерами подобных вмешательств являются:
- Хелатирование (минеральные вещества связываются с аминокислотами, и таким образом превращаются в хорошо усвояемую форму);
- Исключающие диеты;
- Секретин (пептидный гормон, вырабатываемый S-клетками слизистой оболочки тонкой кишки);
- Дрожжевые грибки.
8. Другие вмешательства.
В эту группу входят вмешательства, которые не входят в вышеперечисленные виды вмешательств. В настоящее время не так много качественных исследований, проверяющих результаты подобных вмешательств или программ.
Примером такого вмешательства является музыкальная терапия.
Часть информации переведена на русский язык и подготовлена из материалов:
Клинический отчет Ассоциации педиатров США, 2019 год, и с сайта www.raisingchildren.net.au .