Более правильно будет называть аутизм так  -   Расстройства  Аутистического Спектра ( РАС ). Мы будем использовать оба понятия: где-то для краткости  - аутизм, где-то, чтобы не потерять точность изложения  – РАС.
 
1747 год
 
Первый известный случай, который похожий  на РАС сегодня, был описан английским историком Рэбом Ньюстоном  и немецким психологом Утой Фрит  в их совместной работе “Autism in history: the case of Hugh  Blaire of Bargue” по материалам судопроизводства в Шотландии. Исследователи обнаружили  дело о разводе, в котором  Хью Блэр характеризовался, как человек, имеющий необычные манеры и эхолалии.
 
1809 год
 
Английский врач, аптекарь, врач Джон Хасл в книге “Observation of Madness and Melancholy” описал 6-летнего мальчика, вероятнее всего, с синдромом Аспергера, который предпочитал одиночество, имел узконаправленные интересы, все свободное время играл с солдатиками, слушал военные марши.
 
1879 год
 
Английский психиатр Генри Модели в книге “The Pathology of Mind” описывал 13-летнего мальчика, вероятнее всего, с синдромом Аспергера, который имел высокоинтеллектуальный потенциал, вместе с тем, социальные  навыки были не развиты.
 
1908 год
 
Слово «аутизм» из греческого языка:  означает «сам», «себя», «само». Считается, что впервые это слово было использовано в 1908 году Швейцарским психиатром Еюген Блуер (Eugen Bleuler). Он использовал «аутизм» для описания больных шизофренией, которые были особенно замкнуты в себя. 
 
1925 год
 
Советский психиатр Груня Ефимовна Сухарева в книге «Шизоидные психопатии в детском возрасте» описала странное психопатическое поведение, схожее с детской шизофренией. Описывая это странное поведение, Сухарева пишет, что, это поведение не похоже на шизофрению.  Вместе с тем, она упоминает, что имеется наличие высокоинтеллектуального потенциала и слабость  социального взаимодействия. Позже работа Сухаревой была опубликована на немецком языке.
 
1943 год
 
В 1943 году американский психиатр Лео Каннер (leo Kanner)  опубликовал исследование по 11 детям: 3 мальчика и 8 девочек, которые показывали высокий интеллект, но,  вместе с тем, стремились к одиночеству. Он назвал это «ранний инфальтинный аутизм». В комментариях в своем исследовании он писал « сочетание инфальтинного  аутизма, навязчивостей, стереотипий и эхолалий ставит общую картину в связь с некоторыми основными шизофреническими симптомами». Под влиянием теории Фрейда  Каннер предположил, что «холодные и интеллектуальные мамы способствуют развитию аутизма у детей».
 
1944 год
 
В 1944 году Ганс Аспергер (Hans Asperger) опубликовал  исследование по наблюдениям 4-х мальчиков, которые были высокоинтеллектуальные, вместе с тем, социально изолированные, имели особые и навязчивые интересы и слабые моторные навыки. Аспергера работа не получила широкого распространения, поскольку была опубликована в Германии в период Второй Мировой Войны.
 
1952 год, DSM-1
 
В 1952 году в DSM-1 (Диагностическое статистическое руководство), аутизм был классифицирован как «детская шизофрения».
Почти до середины 1960-х годов широко бытовало мнение о том, что инфальтильный аутизм связан с «холодными матерями» (матери-холодильники). 
В 1964 году Американский ученый психолог Бернард Римленд (Bernard Rimland) опубликовал книгу, в которой опровергал теорию «холодных матерей».  Бернард Римленд был отцом ребенка с аутизмом.  
 
1968 год, DSM-2
 
Классификация «детская шизофрения» была сохранена в DSM-2, который был опубликован 1968 году.
В 1969 году Бернард Римленд основал организацию, которая  в настоящее время называется Autism Society of America. В последующем теория «холодных матерей» была полностью опровергнута, а в 1977 году новое исследование доказало, что генетический фактор сильно влияет на причину возникновения аутизма.
 
1980 год, DSM-3
 
Следующим важным шагом в истории аутизма был факт отделения «инфальтинного аутизма» от детской шизофрении в третьем выпуске DSM-3 Американской психиатрической ассоциации в 1980 году. В данном выпуске впервые появилось структурированное описание диагностической категории аутизма. Это привело к сильной активизации исследовательской деятельности по аутизму с разных точек зрений: психической, психолого-педагогической, медицинской. 
 
1987 год, DSM-3-R
 
В обновленной версии DSM-3-R  в 1987 году «инфальтинный аутизм» был заменен на «аутистическое расстройство». Это означало принятие того факта, что аутизм проявляется/есть не только в детстве, но и сопровождает человека на протяжении всей жизни.
 
1994 год, DSM-4
 
В DSM-4, опубликованном в 1994 году,  поведенческие нарушения, которые характеризуются расстройством социализации, общения и личностной интеграции в обществе были классифицированы  в категорию «первазивные расстройства». В категорию первазивные расстройства вошли: Аутистическое расстройство, Детское дезинтегрированное расстройство, Расстройство Ретта, Расстройство Аспергера, Первазивное расстройство неуточненное, включая Атипичный аутизм.
 
2013 год, DSM-5
 
DSM-5, выпущенное 18 мая 2013 года, была включена отдельная категория РАС (Расстройство аутистического спектра) , которая заменяет собой подтипы Аутистического расстройства, Синдром Аспергера и Первазивного расстройство развития, которые не указаны в (DSM-4-R).
В DSM-5 также включено еще одно расстройство: социально-коммуникативное (прагматическое) расстройство, которое схоже с РАС. Например, Autism Speaks относит это расстройство в категорию РАС. В МКБ-11  это расстройство относится к расстройствам развития речи и языка.
DSM-5 содержит критерии и определения для точной постановки диагнозов в отношении РАС,  а МКБ представляет собой стандартизированный набор кодов, используемых для отслеживания статистических данных в мире.  ( МКБ - Международной классификации болезней, основа для отслеживания тенденций и ведения статистики в области здравоохранения во всем мире. МКБ выпускается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и передается странам – членам ООН для внедрения и использования.)
Существует историческое несоответствие между DSM-5 и МКБ. МКБ отстает от DSM, следовательно, имеется место рассогласование диагностических критериев.
Казахстан в настоящее время использует МКБ- 10, в которой применена нижеследующая классификация: 
F84.0- Детский аутизм; F84.1-Атипичный аутизм; F84.2- Синдром Ретта; F84.3-Дезинтегрированное расстройство детского возраста; F84.4  Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью. F84.5- Синдром Аспергера; F84.8-Другие первазивные расстройства; F84.9- Первазивные расстройства развития неуточненное; 
Отметим, что МКБ-10 относит РАС к классу «психические расстройства и расстройства поведения».
 
Справка: 
Диагностическое и статистическое руководство  по психическим расстройствам (DSM) используется клиницистами и психиатрами для диагностики психических расстройств и психических заболеваний.  Руководство публикуется Американской психиатрической ассоциацией (APA), впервые оно было опубликовано в 1952 году. Руководство включает все категории психических расстройств, как для взрослых, так и для детей.
 
МКБ - Международной классификации болезней, основа для отслеживания тенденций и ведения статистики в области здравоохранения во всем мире. МКБ выпускается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и передается странам – членам ООН для внедрения и использования.
 
18 июня 2018 года ВОЗ выпустила  новую версию классификатора - МКБ-11. МКБ-11 была представлена для принятия государствами-членами на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2019 г. и вступит в силу 1 января 2022 года. Данный выпуск носит предварительный и ознакомительный характер и позволит странам выработать планы по использованию новой версии, подготовить ее переводы и провести общенациональную подготовку специалистов здравоохранения. В МКБ-11  три диагностических критерия РАС сведены в 2, следовательно, DSM-5  и МКБ-11 будут совпадать в части РАС. Это очень важный фактор!