Joint Attention, Symbolic Play, Engagement, and Regulation/Cовместное внимание, Cимволическая игра, Вовлечение и Регулирование
 
JASPER - это терапия, основанная на сочетании принципов развития и поведения, разработанная доктором Конни Касари из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. 
 
Терапия базируется  на основах социальной коммуникации (совместное внимание, имитация, игра). Она использует натуралистические/естественные стратегии для улучшения социальной коммуникации у ребенка с РАС.
 
Терапия предназначена для работы с детьми с РАС от 12 месяцев до 8 лет с различными уровнями развития.
 
 
JA (Joint Attention/Совместное внимание):
 
Совместное внимание (JA) - это координация внимания между объектами и людьми с целью разделения внимания. Исследования специалистов лаборатории Др.Касари показывают, что дети с РАС чаще используют совместное внимания, когда эти навыки cмоделированы и обучены напрямую.
 
SP (Symbolic Play/Символическая игра):
 
Моделирование подходящей игры, способствуя совместному вниманию в рамках игровых процедур и поощрение большего разнообразия типов игр с целью помочь детям увеличить их разнообразие, гибкость и уровень игры.
 
E (Engagement/Вовлечение):
 
Увеличение вовлеченности имеет критическое значение, поскольку открывает больше возможностей для социальной коммуникации и обучения. По этой причине терапия стремится  помочь детям с РАС достичь более высокого уровня совместной работы с другими.
 
R (Regulation/Регулирование):
 
Терапия подчеркивает важность регулирования эмоций и поведения. В рамках сессий предлагается ряд стратегий для решения проблем недостаточной вовлеченности, само-стимулирующего поведения и регулирования у детей с РАС.
 
Терапию могут предоставлять обученные родители, учителя, клиницисты, парапрофессионалы и другие соответствующие специалисты. 
 
Данная терапия хорошо работает в сочетании с другими поведенческими подходами, и может быть естественным образом включена в классы инклюзивного и специального образования, а также в повседневную жизнь семьи. 
 
Кроме обученных специалистов, основной необходимостью является наличие  необходимых материалы для терапии,  это игрушки или занятия, соответствующие развитию ребенка.
 
В Казахстане данная терапия внедрена в Аутизм Центрах «Асыл Мирас» в качестве программы интервенции для детей с РАС в возрасте от 3 до 7 лет. Специалисты лаборатории Др.Касари обучили 9 клиницистов Аутизм Центров «Асыл Мирас» в городах Алматы, Нур-Султан, Усть-Каменогорск, Кызылорда, которые реализуют программу JASPER  в рамках интервенционных программ. Согласно информации Аутизм Центров «Асыл Мирас» программа  JASPER  показывает самую высокую эффективность среди всех программ интервенции в своих Центрах: средний прогресс детей в программе по 5-ти балльной шкале составляет 3,75.