Прикладной анализ поведения (ABA- Applied Behavior Analysis)- это терапия, основанная на науке об обучении и поведении
Специалисты начали использовать АВА терапию для помощи детям с аутизмом, начиная с 1960-х годов.
ABA-терапия использует наше понимание того, как поведение работает в реальных ситуациях. Цель состоит в том, чтобы усилить полезное поведение и уменьшить поведение, которое вредно или влияет на обучение.
АВА терапия помогает:
- Улучшить речевые и коммуникативные навыки
- Улучшить внимание, концентрацию, социальные навыки, память и успеваемость
- Уменьшить проблемное поведение
АВА терапия – это гибкая терапия. Она может быть адаптирована для удовлетворения потребностей отдельного человека; может быть предоставлена в разных местах - дома, в школе и в обществе; обучает навыкам, которые необходимы ребенку в повседневной жизни; может включать индивидуальное или групповое обучение.
Одной из основных стратегий АВА терапии является позитивное подкрепление.
Когда за поведением следует что-то, что ценится (награда), человек с большей вероятностью будет повторять это поведение. Со временем это способствует позитивному изменению поведения.
В работе с детьми с аутизмом специалист сначала определяет целевое поведение. Каждый раз, когда ребенок успешно использует поведение или навык, он получает вознаграждение. Награда имеет значение для ребенка - примеры включают похвалу, игрушку или книгу, просмотр видео, доступ на игровую площадку или другое место и многое другое.
Важной частью любой программы ABA является понимание принципа «АВС»:
- A: Antecedent -Антецедент/ Предшествующее (То, что происходит до того, как возникает поведение)
- B: Behavior-Поведение
- C: Consequence-Последствие (То, что происходит после поведения)
Антецедент: это то, что происходит прямо перед целевым поведением. Он может быть устным, например, приказ или просьба. Он также может быть физическим, например, игрушка или предмет, или свет, звук или что-то еще в окружающей среде. Антецедент может исходить из окружающей среды, от другого человека или быть внутренним (например, мысль или чувство).
Поведение: это реакция или отсутствие реакции человека на антецедент. Это может быть действие, словесный ответ или что-то еще.
Последствие: это то, что следует сразу после поведения. Это может быть положительное подкрепление желаемого поведения или отсутствие реакции на неправильные / несоответствующие ответы.
Положительные подкрепления побуждают человека продолжать использовать навык. Со временем это приводит к значительному изменению поведения.
Цель любой программы ABA - помочь каждому человеку развить навыки, которые помогут стать более независимыми и успешными как в краткосрочной перспективе, так и в будущем.
ABA терапия считается терапией с доказательной базой.
«Доказательная база» означает, что ABA прошла научные испытания на ее полезность, качество и эффективность. ABA-терапия включает в себя множество различных техник. Все эти методы сосредоточены на антецедентах (что происходит до того, как поведение произойдет) и на последствиях (что происходит после поведения).
Более 20 исследований показали, что интенсивная и длительная терапия с использованием принципов ABA улучшает результаты для многих, но не для всех детей с аутизмом. «Интенсивный» и «долгосрочный» относятся к программам, предусматривающим от 25 до 40 часов терапии в неделю в течение от 1 до 3 лет. Эти исследования показывают улучшение интеллектуального функционирования, языкового развития, повседневных жизненных навыков и социального функционирования. Исследования с участием взрослых, использующие принципы ABA, хотя и в меньшем количестве, показывают аналогичные преимущества.
ABA терапия эффективна для людей любого возраста. Терапию можно использовать с раннего детства до взрослого возраста!
В США АВА терапия может предоставляться сертифицированными поведенческими аналитиками (BCBA- Board Certified Behavior Analyst); услуги АВА терапии во многих штатах США покрываются медицинской страховкой.
Квалифицированный и обученный поведенческий аналитик (BCBA) разрабатывает и непосредственно курирует программу. Аналитики адаптируют программу ABA к навыкам, потребностям, интересам, предпочтениям конкретного человека с учетом семейной ситуации каждого учащегося.
Аналитики начинают работу с детальной оценки навыков и предпочтений каждого человека для разработки конкретных целей развития. В программу также могут быть включены цели и предпочтения семьи.
Цели развития разрабатываются с учетом возраста и уровня способностей человека с РАС. Цели могут включать в себя множество различных областей навыков, например:
- Коммуникация и речь
- Социальные навыки
- Уход за собой (например, душ и туалет)
- Игра и досуг
- Моторные навыки
- Обучающие и академические навыки
В разработанном плане обучения каждый из этих навыков разбивается на небольшие конкретные шаги. Аналитик обучает ребенка каждому шагу, один за другим, начиная от простых (например, имитация отдельных звуков), до более сложных (например, ведение разговора).
Аналитики и терапевты измеряют прогресс, собирая данные на каждом сеансе терапии. Данные помогают им постоянно отслеживать прогресс человека в достижении целей.
Поведенческий аналитик регулярно встречается с членами семьи и сотрудниками программы, чтобы просмотреть информацию об успехах. При необходимости планы и цели обучения корректируются.
В США, чтобы стать BCBA, необходимо следующее:
- Получить степень магистра или доктора психологии или поведенческого анализа
- Сдать национальный сертификационный экзамен
- Получить государственную лицензию на практику (в некоторых штатах).
В программах ABA-терапии также могут участвовать тераписты или зарегистрированные специалисты по поведению (RBT).
Тераписты или зарегистрированные специалисты по поведению проходят обучение, их деятельность курируется со стороны BCBA; Они работают напрямую с детьми и взрослыми с аутизмом, чтобы практиковать навыки и работать над достижением индивидуальных целей, сформулированных BCBA. Таких специалистов называют по-разному: поведенческие тераписты, линейные тераписты, бихевиористы и т.д.
К сожалению, в Казахстане нет сертифицированных поведенческих аналитиков, их нигде не готовят.