VB  обучает индивидуума навыкам коммуникации, используя принципы Прикладного Анализа Поведения (ABA)  и теорию ученого-бихевиориста Б.Ф.Скиннера.
По своей сущности, вербальная поведенческая терапия мотивирует ребенка, подростка или взрослого к обучению речи посредством связывания слов с их смыслом или целевым предназначением. 
Учащийся обучается тому, что слова могут помогать получать доступ к желаемым объектам или другим результатам.
 
В рамках данной терапии специалисты стараются не сосредотачиваться на «ярлыках», «кошка», «машина» и т.п…. Вместо этого учащийся обучается тому, как использовать речь для обращения с просьбой и выражения своих мыслей. Другими словами, данное вмешательство основывается на понимании того, почему мы используем слова.
 
В своей книге «Вербальное поведение» Скиннер классифицировал речь на различные типы, или «вербальные действия». Каждое из таких вербальных действий имеет свою функцию. 
VB акцентирует свое внимание на четырех из них, а именно:
  •  Манд
  •  Такт
  •  Интервербальные реакции
  •  Эхо.
 
Манд: 
Просьба. Пример: «Печенье», чтобы попросить печенье.
 
Такт:
Комментарий, который используется для того, чтобы поделиться пережитым опытом или привлечь внимание. Пример: «Самолет», чтобы указать на самолет.
 
Интравербальное действие: 
Слово, используемое для ответа на вопрос или какой-либо иной реакции. Пример: «В какую школу ты ходишь?» - «В начальную школу Касл Парк».
 
Эхо:
Слово, которое было повторено, (звукоподражание). Пример: «Печенье?» - «Печенье!» (имеет большое значение, поскольку учащийся должен уметь имитировать для того, чтобы учиться).
VB и классический ABA используют похожие методы для работы с детьми. Методы VB могут быть объединены с программой ABA для достижения целей коммуникации.
 
  
Вербальная поведенческая терапия начинается с обучения манд-реакциям, или просьбам, в качестве самого основного типа речи. Например, человек с аутизмом обучается тому, что произнесение слова «печенье» может привести к получению печенья. Немедленно после того, как учащийся обратится с этой просьбой, терапист усиливает урок, повторяя слово «печенье» и предоставляя ребенку тот объект, о котором он попросил. Затем терапист снова использует это слово в таком же или подобном контексте.
 
Важно понимать, что учащемуся не обязательно произносить именно это слово для того, чтобы получить желаемый объект. В самом начале ему необходимо просто просигнализировать о своей просьбе любым доступным ему способом. Указывание пальцем на желаемый объект – это уже хорошее начало.
 
Это помогает учащемуся понять, что коммуникация продуцирует положительные результаты. Терапист, основываясь на этом понимании, помогает учащемуся сформировать его коммуникационные навыки в направлении непосредственно произнесения или демонстрации жестами необходимого слова.
 
Важно отметить, что вербальная поведенческая терапия использует «обучение без ошибок». 
«Обучение без ошибок» означает, что терапист предоставляет немедленные и частые подсказки для того, чтобы улучшить коммуникацию учащегося. Данные подсказки, как можно скорее, делаются менее навязчивыми и менее заметными, вплоть до того момента, когда учащийся перестанет в них нуждаться. В качестве примера возьмем учащегося, который хочет печенья. Терапист может держать печенье перед глазами у учащегося и сказать «печенье», чтобы дать ребенку подсказку к реакции. Затем терапист покажет печенье и произнесет звук «п», чтобы дать еще одну подсказку к реакции. Потом терапист может просто держать печенье в поле зрения у ребенка и дожидаться реакции. Конечной целью для данного примера является продуцирование учащимся слова «печенье», когда он хочет печенья, без каких-либо подсказок.
 
В ходе типичной сессии вербальной поведенческой терапии учитель задает серию вопросов, которые сочетают в себе простые и сложные просьбы. Это повышает частоты успешных реакций и снижает уровень фрустрации. Идеально, если учитель использует различные ситуации и инструкции таким образом, чтобы они учитывали и охватывали интересы учащегося.
 
Большинство программ включают как минимум от одного до трех часов терапии еженедельно. Более интенсивные программы могут включать и большее количество часов. Кроме того, инструктор обучает родителей и других людей, осуществляющих непосредственный уход за ребенком, использованию вербально-поведенческих принципов во всех сферах повседневной жизнедеятельности учащегося.
 
Кто восприимчив к Вербальной Поведенческой Терапии?
 
Данные предполагают, что VB может помочь как маленьким детям, которые только начинают обучаться речи, так и более взрослым учащимся с задержкой речи или речевыми нарушениями. Она также помогает многим детям и взрослым, которые используют язык жестов, визуальную поддержку или другие формы вспомогательной коммуникации.
 
Какова история VB, и существуют ли научное обоснование ее использования?
 
Скиннер опубликовал книгу «Вербальное поведение» в 1957 году, чтобы описать свой функциональный анализ речи. В 1970-ых годах поведенческие аналитики Винсент Карбон, Марк Сандберг и Джеймс Партингтон начали работу над адаптацией подхода Скиннера и созданием на его основе VB. Начиная с 1982 года Ассоциация Международного Поведенческого Анализа выпускает ежегодный, рецензируемый специалистами этой области, журнал Анализ Вербального Поведения.
 
Множество небольших исследований подтвердили эффективность VB для детей. Однако, обзор научной литературы, проведенный в 2006 году, показал, что существует необходимость в проведении большего числа исследований для подтверждения эффективности данного подхода и определения того, кто может получить наибольшую пользу от него.