О вмешательствах В

Разновидности вмешательств при РАС

 
 
Ниже приводится  краткое описание  различных типов вмешательств:
 
1. Вмешательства, основанные на поведенческих подходах.
 
     Такие вмешательства сосредоточены на обучении детей новому поведению и навыкам с использованием специализированных, структурированных методов. Эти методы - лучшие обучающие инструменты для развития навыков и поощрения правильного поведения. Подходы, основанные на поведении, вероятно, наиболее изучены и лучше всего подтверждаются фактическими данными и исследованиями. Поэтому они являются наиболее часто используемыми методами вмешательств для детей с РАС. На рынке услуг вмешательства с использованием подхода прикладного анализа поведения (ABA) особенно распространены и хорошо поддерживаются. 
Примерами вмешательств, которые основаны на поведенческом подходе являются:
  • Обучение дискретным пробам/ Discrete Trial teaching (DTT);
  • Программа Центра нарушений развития Дугласа/ Douglass Developmental Disabilities Teaching (DDDC);
  • Случайное обучение/ Incidental Teaching; 
  • Программа Ловаас/Lovaas Program;
  • Тренинг ключевых реакций/Pivotal Response Treatment (PRT);
  • Поддержка позитивного поведения/Positive Behavior Support (PBS);
  • Программа Принстонского института развития ребенка/Princeton Child Development Institute Program.
 
2. Развивающие вмешательства.
 
     Вмешательства, основанные на развивающих подходах, направлены на то, чтобы помочь детям сформировать позитивные, содержательные отношения с другими людьми. Они сосредоточены на обучении детей социальным и коммуникативным навыкам в повседневной структурированной обстановке. Они также помогают детям развить навыки повседневной жизни. К сожалению, пока недостаточно качественных исследований, демонстрирующих качественные результаты. Тем не менее, некоторые из вмешательств, основанных на  развивающих подходах, показывают потенциально положительные результаты. 
Примерами развивающих вмешательств являются:
  • Социально-прагматическая модель развития/Developmental  Social-Pragmatic (DSP) model;
  • DIR Floortime (Генерация нового поведения ребенка на его ступени развития);
  • Вмешательство по развитию взаимоотношений/Relationship Development Intervention(RDI); 
  • Отзывчивое обучение/Responsive Teaching.
 
3. Комбинированные вмешательства.
 
     Некоторые подходы сочетают элементы поведенческих подходов и  методов развития, а также используют новую информацию о РАС и типичном развитии ребенка. Часто комбинированный подход является наиболее эффективным, поскольку он объединяет характеристики нескольких хороших вмешательств. Например, любое поведенческое вмешательство будет гораздо более эффективным, если оно будет семейно-ориентировано.
Примерами комбинированных вмешательств являются:
  • Денверская модель раннего вмешательства/Denver early Start Model;
  • Модель SCERTS   (Social Communication, Emotional Regulation, Transactional Support );
  • TEACCH ( клиническая, обучающая и исследовательская программа).
 
4. Семейно-ориентированные вмешательства.
 
     Семейно-ориентированные вмешательства базируются на принципе о том, что участие семьи в терапии имеет центральное значение для удовлетворения потребностей развития ребенка. В частности, родители не только являются основными в принятии решении по выбору вмешательства, но и играют ключевую роль в их внедрении/реализации.
Семейно-ориентированные вмешательства предназначены для предоставления рекомендаций, обучения, информации и поддержки членами семьи.
К сожалению, количество исследований, которые показывают эффективность подобных вмешательств, не так много, но, они появляются. Успех подобных вмешательств зависит от наличия прочных и основанных на сотрудничестве родительско-профессиональных отношений. От эффективности сотрудничества зависит удовлетворения потребностей всей семьи, не только ребенка с РАС, так что все члены семьи получают выгоду от вмешательств. 
 
5. Вмешательства на основе терапий.
 
Основанные на терапии подходы/вмешательства предусматривают специфическую терапию, направленную на конкретные трудности. 
Примеры включают использование:
  • логопедия для развития коммуникативных и социальных навыков ребенка;
  • эрготерапия для развития навыков повседневной жизни; развития физических навыков;
  • и др. .
Подходы, основанные на терапии, часто используются вместе с другими программами вмешательств или как их часть.
Примерами подобных вмешательств являются:
  • Обучение функциональной коммуникации/Functional Communication Training (FCT);
  • Язык жестов/Sign Language;
  • Система альтернативной коммуникации ПЕКС/Picture Exchange Communication System (PECS).
 
6. Медицинские вмешательства.
 
     Время от времени вы будете слышать о новом «чудодейственном лекарстве» от  РАС. До сих пор не существует лекарств, доказавших свою эффективность в лечении РАС. Скорее, большинство лекарств используется для улучшения, но не обязательно для устранения проблем, которые иногда наблюдаются у детей с РАС.
     Медицинские вмешательства, ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть обсуждены с  и предписаны лечащим ребенка врачом. Необходимо помнить, что  существуют четкие правила о том, как следует проводить медицинские вмешательства!     
 
7. Альтернативные методы вмешательств.
 
Существует ряд альтернативных вмешательств, у которых мало или совсем нет доказательной базы их эффективности. В связи с этим, есть потенциальные риски их использования. К сожалению, подобные вмешательства не приносят пользу, даже если они не наносят прямого вреда, на них тратятся ресурсы и энергия семьи, которые могли бы быть эффективно потрачены на вмешательства, которые имеют доказательную базу и приносят пользу ребенку и семье.
Примерами подобных вмешательств являются:
  • Хелатирование (минеральные вещества связываются с аминокислотами, и таким образом превращаются в хорошо усвояемую форму);
  • Исключающие диеты;
  • Секретин (пептидный гормон, вырабатываемый S-клетками слизистой оболочки тонкой кишки);
  • Дрожжевые грибки.
 
8. Другие вмешательства.
 
     В эту группу входят вмешательства, которые не входят в вышеперечисленные виды вмешательств. В настоящее время не так много качественных исследований, проверяющих результаты подобных вмешательств или программ.
Примером такого вмешательства является музыкальная терапия.
 
Часть информации переведена  на русский язык и подготовлена из материалов:
Клинический отчет Ассоциации педиатров США, 2019 год,  и с сайта  www.raisingchildren.net.au  .