Сразу после  выявления риска РАС на основе скрининга или наблюдения необходимо проводить клиническую диагностику РАС с целью как можно раннего предоставления услуг раннего вмешательства. 
 
Клинический диагноз РАС в США может быть поставлен педиатрами общей практики и детскими психологами, которые применяют критерии DSM-5 и используют различные инструменты, шкалы, тесты для диагностики.
 
Заметим, что в Казахстане клинический и официальный диагноз ставится психиатром на основе МКБ-10 (Международная классификация болезней, версия 10). 
 
Наравне с клиническим диагнозом РАС необходимо проводить тестирование когнитивных, речевых навыков ребенка, а также на развитие и поведение ребенка. Для этого может потребоваться  услуги узких специалистов. Для тестирования и оценки развития ребенка используются различные инструменты, тесты, шкалы. Оценка речевых, когнитивных и адаптивных способностей и сенсорного статуса является важной составляющей диагностического процесса. (чтобы иметь полный расклад по нарушениям)
 
В связи с отсутствием лабораторных тестов или биологических маркеров РАС, которые можно было бы использовать для постановки диагноза РАС, требуется тщательный анализ истории поведения ребенка и непосредственное наблюдение за симптомами. 
 
    Для соответствия диагностическим критериям симптомы должны приводить к ухудшению функционирования.     
 
Точный анамнез ребенка должен отражать информацию в течение длительного периода, а также влияние симптомов на способность ребенка функционировать в семье, со сверстниками и в условиях школы. Такой анамнез может быть получен в результате опроса и описаний поведения во время формального тестирования.
 
Анамнез симптомов РАС может быть подтвержден с помощью вопросников, таких, как например, вопросник по социальной коммуникации (SCQ)  или Шкалы социальной отзывчивости (SRS). 
 
Такие инструменты, как например, «Система оценки поведения детей», «Диагностический опрос для выявления социальных и коммуникативных расстройств (DISCO)», и «Контрольный список для определения поведения ребенка», используются для оценки детей и подростков на предмет других нарушений психического здоровья, но также могут определять поведенческие профили, соответствующие симптомам РАС.
 
     Ни один из вопросников по отдельности не является достаточным для постановки диагноза РАС, однако их комбинированное использование обеспечивает структурированный подход к выявлению симптомов РАС.     
 
В контексте Казахстане можно отметить, что некоторые специализированные центры, обслуживающие детей с РАС, используют пересмотренный «Вопросник для диагностики аутизма (ADI-R)», который  является продолжительным, полуструктурированным опросом родителей, проводится опытным клиницистом в применении диагностических критериев РАС. 
К сожалению, государственные службы, обеспечивающие коррекционную работу для детей с РАС, например, коррекционные психолого- педагогические кабинеты не используют данный инструмент в своей  работе.
 
Вопросник по социальной коммуникации (SCQ) был разработан для получения информации, аналогичной ADI-R, в сокращенном формате вопросника. Шкала социальной отзывчивости (SRS) - это вопросник, состоящий из 65 пунктов, который может использоваться для оценки аутистических признаков на постоянной основе в рамках более полной оценки РАС.
 
Структурированное наблюдение за симптомами РАС во время проведения клинической оценки представляет собой полезный инструмент для информирования о диагностическом применении критериев DSM-5. 
 
Одобренными инструментами наблюдения, используемыми для предоставления структурированных данных в целях подтверждения диагноза, являются «План диагностического обследования при аутизме», второе издание (ADOS-2) и «Оценочная шкала раннего детского аутизма», второе издание (CARS-2).
 
Ни один отдельный инструмент наблюдения не подходит для использования во всех клинических ситуациях. 
 
ADOS-2 был разработан для выявления нарушений речевых навыков и поведения. Модули ADOS-2 предназначены для использования в возрастном диапазоне от младенцев до взрослых. Использование ADOS-2 требует интенсивного обучения для обеспечения точного применения и оценки, и занимает от 30 до 45 минут. Информация, полученная из ADOS-2, используется клиницистами в сочетании с историей взаимодействия со сверстниками, социальных отношений и симптомов функциональных нарушений для определения соответствия критериям DSM-5.  Считается,  что ADOS-2 является «золотым стандартов» диагностики аутизма.
 
CARS-2 представляет собой еще один структурированный подход, который клиницист может использовать для подтверждения клинического диагноза РАС. Клиницист заполняет 15-балльную шкалу на основе анамнеза и наблюдений. 
 
Интеграция информации из анамнеза ребенка, объективного наблюдения клиницистом, обученным диагностировать аутизм, а также информация о сопутствующих расстройствах в соответствии с диагностическими критериями DSM-5, являются критически важными элементами для диагностической оценки РАС.
 
Обратим ваше внимание еще раз на тот факт, что в Казахстане клинический диагноз  ставится психиатром на основе МКБ-10. Большинство инструментов, шкал, оценок, которые используются для диагностической оценки РАС в США, НЕ внедрены и НЕ применяются в Казахстане. Надеемся, что с внедрением в Казахстане МКБ-11 система диагностической оценки РАС изменится существенно, и улучшится доступ к образовательным, медицинским, социальным услугам для лиц с аутизмом.