Трудно на простом языке изложить сложное, но кратко возможно - прибегая к сильным обобщениям. Сделаем же попытку трактовать диагностические критерии РАС по DSM-5 в нескольких простых словах. Для начала проясним, что это такое - РАС и DSM-5 .
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) выпущено Американской психиатрической ассоциацией в 2013 году.
Данное руководство используется специалистами США для диагностики психических, поведенческих расстройств, в том числе и аутизма. В настоящее время, данное руководство в части описания расстройств аутистического спектра ( РАС ) или аутизма, одним словом, является самым современным и полным инструментарием.
Ниже термин «симптом» используется в широком смысле, т.е. включает в себя десятки видов обычных симптомов. Это потому что ученым удалось свести все разнообразие проявлений аутизма к двум крупным характеристикам.
Существуют 2 основных симптома аутизма:
- Трудности в социальной коммуникации
- Ограниченные, повторяющиеся поведения.
Симптомы аутизма могут проявляться в раннем детстве, хотя они могут остаться незамеченными, сохраняться и затруднять повседневную жизнь.
Есть также шкала уровней тяжести аутизма. Она показывает, какая поддержка необходима человеку с аутизмом для повседневного функционирования. Шкала состоит из 3-х уровней:
- Уровень 1. Требуется поддержка.
- Уровень 2. Требуется существенная поддержка.
- Уровень 3. Требуется очень существенная поддержка.
Многие люди с аутизмом имеют сенсорные проблемы. Обычно, сенсорные проблемы связаны с сверх или низкой чувствительностью к звукам, свету, прикосновениям, вкусам, боли или другим стимулам.
Аутизм также ассоциирован с высокими показателями определенных физических или психических заболеваний.
Проблемы в социальной коммуникации
У детей и взрослых с аутизмом имеются трудности с вербальной и невербальной коммуникацией. Например, они могут не понимать или неправильно использовать:
- Разговорную речь. Около 1/3 людей с аутизмом являются невербальными.
- Жесты.
- Глазной контакт.
- Выражения лица.
- Тон голоса.
- Выражения, которые не должны восприниматься буквально.
Дополнительно могут быть трудности с:
- Распознаванием эмоций и намерений других.
- Пониманием собственных эмоций.
- Выражением эмоций.
- Получением эмоционального комфорта от других.
- Чувством подавленности в социальных ситуациях.
- Очередностью в разговорах.
- Измерением личного пространства (соответствующее пространство между людьми).
Ограниченные и повторяющиеся поведения
Ограниченные и повторяющиеся поведения у людей с аутизмом могут сильно отличаться и могут включать:
- Повторяющиеся движения тела (раскачивание, хлопанье, кружение, бегание вперед и назад).
- Повторяющиеся движения с предметами (вращение колес, сотрясение палочек, переключение рычагов).
- Пристально смотреть на свет или вращающиеся предметы.
- Ритуалистические поведения (например, выстраивание объектов, повторяющиеся касания предметов в определенном порядке).
- Узкие или крайние интересы по определенным темам.
- Потребность в неизменном распорядке дня / сопротивление изменениям (например, одинаковый распорядок дня, меню питания, одежда, маршрут до школы).