Скрининг позволяет идентифицировать детей, которым может быть поставлен диагноз РАС. Результаты скрининг теста не являются диагностическими, но, являются основанием для проведения дополнительных целенаправленных исследований и оценок.

Существуют общий скрининг детей и специфический скрининг на РАС.

Общий скрининг развития детей, который проводится педиатрами в первичных медицинских учреждениях, нацелен на определение уровня развития детей в зависимости от их возраста.

Подобный скрининг выявляет речевые, когнитивные и двигательные задержки, но, они могут оказаться нечувствительными к социальным симптомам, связанным с идентификацией РАС.

Ограниченность общего скрининга развития объясняет необходимость в использовании специфичных для РАС инструментов для выявления различий в социальном взаимодействии, игре и повторяющихся моделях поведения.

Существует множество видов скрининг тестов на РАС. Каждый из них имеет разную степень специфичности и чувствительности.

Скрининг тест M-CHAT-R ( Модифицированный вопросник на аутизм у детей ) имеет 95% чувствительности и наибольшую степень специфичности на РАС. В связи с этим, ведущие специалисты рекомендуют использовать именно данный скрининг .

M-CHAT-R представляет собой заполненные родителями анкеты. Этот скрининг проводится в условиях первичного звена здравоохранения, т.е в поликлиниках.

В Казахстане, к сожалению, скрининг тест на риск РАС M-CHAT-R все еще не является обязательным скрининг инструментом тестирования в поликлиниках.

     В связи с этим, если у родителей детей в Казахстане есть какие-либо опасения по развитию своего ребенка в плане социального взаимодействия, им необходимо провести скрининг своего ребенка на РАС или обратиться к специалистам!     

Для интерпретации результатов вопросника скрининг теста M-CHAT-R педиатры или медицинский персонал первичного звена должны быть обучены и обладать специфическими знаниями.

Дети, набравшие более 8 баллов по скрининг тесту M-CHAT-R подвержены высокому риску возникновения РАС, или другого нарушения развития и должны быть немедленно направлены на диагностическую оценку.

Для детей, оценка которых составляет от 3 до 7 баллов, должны быть подготовлены дополнительные вопросы с использованием сценариев по позициям, оцениваемым как положительные. Дети, у которых после получения ответов на дополнительные вопросы оценка вероятности возникновения РАС по-прежнему составляет от 3 до 7 баллов, риск постановки диагноза РАС составляет 47%, а шанс выявления другой задержки развития равен 95%.

Наравне со скрининг тестом на РАС, особо необходимо обратить внимание на проблемы задержки речи, нарушения сна, приема пищи, запоры, и др..

 

Трудности выявления риска РАС

У детей с более легкими симптомами и/или интеллектом среднего или выше среднего уровня симптомы могут не выявляться до достижения школьного возраста, когда различия в социальных речевых навыках или отсутствие личностной гибкости начинают влиять на функционирование.

Предполагается, что некоторые дети, у которых позже диагностируется РАС, обладают преждевременно развитыми речевыми навыками, навыками чтения или математическими навыками, и симптомы задержки речевого развития проявляются только тогда, когда они сталкиваются с социальными требованиями школы.

Есть также предположение о том, что у девочек симптомы и поведенческие нарушения могут проявляться менее интенсивно. Отчасти эти различия могут привести к недостаточной диагностике среди девочек.

Специфические сопутствующие нарушения могут препятствовать клиницистам распознанию симптомов РАС в раннем детстве. Например, в ходе одного исследования было установлено, что у детей, у которых первоначально был выявлен СДВГ ( Синдром дефицита внимания с гиперактивностью )

в условиях первичной медицинской помощи, диагноз РАС был поставлен на 3 года позже, чем у детей, у которых ранее не было симптомов СДВГ.

Онлайн версию вопросника M-CHAT-R на русском языке можете пройти здесь по ссылке: https://test.autism.help/