Здесь речь пойдет о том как мировая медицина определяет понятия «Диагностические критерии РАС по DSM -5» в переводе на русский язык. Напоминаем что :
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам т.е. DSM-5, выпущено Американской психиатрической ассоциацией в 2013 году.
Данное руководство используется специалистами США для диагностики психических, поведенческих расстройств, в том числе и аутизма. В настоящее время данное руководство, в части описания расстройств аутистического спектра т.е. РАС , является самым современным и полным инструментарием.
В этой статье мы будем цитировать научное описание симптомов аутизма дословно, слово в слово, согласно руководству DSM -5. Материал позаимствован из книги С.Довбня, Т.Морозова, А.Залогина, И.Монова « Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью», 2018, раздел «Диагностические критерии РАС по DSM-5 на русском языке».
Диагностические критерии аутизма по DSM -5 таковы:
А. Стойкая недостаточность социальной коммуникации и социального взаимодействия во многих ситуациях, проявляющаяся в нижеперечисленных областях, в настоящее время или ранее (примеры являются иллюстративными, а не исчерпывающими ):
- Дефицит социально-эмоциональной взаимности; в диапазоне от отклоняющегося от нормы социального обращения и трудностей поддержания диалога по очереди до снижения умения разделять интересы, эмоции, чувства другого человека и полного отсутствия попыток инициировать социальное взаимодействие или ответить на него.
- Недостаточность невербального коммуникативного поведения, используемого для социального взаимодействия; в диапазоне, к примеру от слабо интегрированной вербальной и невербальной коммуникации до трудностей использования языка тела и зрительного контакта или от недостаточного понимания жестов и их использование до полного отсутствия невербальной коммуникации и выражения эмоций на лице.
- Дефициты в развитии, поддержании и понимании отношений; в диапазоне от сложностей в подстройке поведения к требованиям различных социальных ситуаций, сложностей с участием в играх, требующих воображения, трудностей с приобретением друзей до очевидного отсутствия интереса к людям.
Уточните текущий уровень тяжести:
Уровень тяжести определяется на основании нарушений социальной коммуникации и ограниченных, повторяющихся паттернов поведения (см.таблицу по уровню тяжести).
В. Ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересов или деятельности, проявляющиеся в настоящее время или ранее, по крайнее мере в 2-х из перечисленных ниже пунктов (примеры являются иллюстративными, а не исчерпывающими ):
- Стереотипное или повторяющееся использование движений, объектов, предметов или речи (например, простые двигательные стереотипии, выстраивание игрушек или переворачивание предметов, эхолалии, использование объектов или идиосинкразических фраз).
- Настойчивое требование одинаковости (постоянства), чрезмерное следование рутинам, ритуализированные паттерны вербального и невербального поведения (например, сильный стресс даже при небольших изменениях, трудности с переходами, ригидные паттерны мышления, ритуалы приветствия, потребность двигаться по одному и тому же маршруту или в одной и той же еде).
- Крайне ограниченные, фиксированные интересы, аномальные по интенсивности или фокусу (например, сильная привязанность или озабоченность необычными объектами, чрезмерно ограниченные или персервативные (навязчивые , непроизвольно повторяющиеся -прим.автора) интересы.
- Гипер или гипорактивность к сенсорным ощущениям или необычные интересы к сенсорным аспектам окружения (такие, как, нечувствительность к боли/теплу/холоду, искаженные ответы на специфицеские звуки или текстуры, обнюхивание или ощупывание объектов, увлеченность разглядыванием света или движения).
Уточните текущий уровень тяжести:
Уровень тяжести определяется на основании нарушений социальной коммуникации и ограниченных, повторяющихся паттернов поведения (см.таблицу по уровню тяжести).
C. Симптомы должны присутствовать в ранний период развития (но, могут быть не полностью очевидными до тех пор, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности, или замаскированными выученными в течение жизни стратегиями).
D. Симптомы вызывают клинически значимые ограничения в социальной, профессиональной или других важных областях ежедневного функционирования.
Е. Эти нарушения не могут быть объяснены интеллектуальными нарушениями (нарушением интеллектуального развития) или общей задержкой развития. Интеллектуальные нарушения и расстройства аутистического спектра часто сочетаются; но социальная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для уровня развития человека, чтобы установить диагноз РАС и коморбидное (сопряженное, сопровождающее ) интеллектуальное нарушение.
Примечание: Людям с ранее надежно установленным диагнозом «аутистическое расстройство», «синдром Аспергера» или другими неуточненными первазивными расстройствами развития, согласно DSM-4, следует ставить диагноз «расстройство аутистического спектра». Для людей с выраженной недостаточностью социальной коммуникации, чьи симптомы при этом не соответствуют критериям расстройства аутистического спектра, следует провести дифференциальную оценку на наличие социального (прагматического) коммуникативного расстройства (новая диагностическая категория DSM-5. См. далее диагностические критерии. Примеч. авт.)
Уточните, если:
- С интеллектуальным нарушением или без него.
- С нарушением языка или без него.
- Ассоциирован с известным медицинским или генетическим состоянием или фактором окружающей среды (Примечание по кодировке: используйте дополнительный код для определения ассоциированного медицинского или генетического состояния).
- Ассоциирован с другим нарушением неврологического развития, психическим нарушением или поведенческим расстройством (Примечание по кодировке: используйте дополнительный код/коды для определения ассоциированных нарушений неврологического развития, психических нарушений или поведенческих расстройств.)
- С кататонией (обратитесь к критериям определения кататонии, ассоциированной с другим психическим нарушением). (Примечание по кодировке: чтобы указать на присутствие коморбидной кататонии, используйте дополнительный код 293.89 (F06.1) «Кататония, ассоциированная с расстройством аутистического сектра).
Социальное (прагматическое) коммуникативное расстройство.
Источник информации: www.autismspeaks.org. , Переведено на русский язык Мукашовой Ж.
Данное расстройство в DSM-5 выделено в качестве отдельного расстройства. Часть организаций США, в частности, Autism Speaks включает данное расстройство в РАС. В связи с этим, ниже приводим информацию по данному расстройству.
Диагностические критерии по DSM-5
А. Стойкая недостаточность социальной коммуникации и социального взаимодействия во многих ситуациях, проявляющаяся во всех ниже нижеперечисленных областях:
- Дефициты в использовании коммуникации в социальных целях таких, как приветствие, разделение информацией, в манере, соответствующей социальному контексту.
- Нарушение способности менять коммуникацию, чтобы соответствовать контексту или потребностями слушателя, таких, как , говорить иначе в классе, чем на игровой площадке, разговаривать с ребенком иначе, чем со взрослым, и избегать использования слишком формального языка.
- Трудности с соблюдением правил разговора и рассказывания историй, таких, как, соблюдения очереди при разговоре, перефразирования при непонимании и умения использовать вербальные и невербальные сигналы для регулирования взаимодействия.
- Трудности понимания того, что явно не указано (например, делать выводы), и небуквальных или неоднозначных смыслов языка (например, идиомы, юмор, метафоры, множественные значения, зависящие от контекста интерпретации).
В. Дефициты приводят к функциональным ограничениям для эффективной коммуникации, в социальном участии, социальных отношениях, академической успеваемости или профессиональной деятельности, отдельно или в сочетании.
С. Симптомы появляются в раннем периоде развития (но дефициты могут не проявиться полностью до тех пор, пока потребности в коммуникации не превысят ограниченные возможности).
D. Симптомы не связаны с другим медицинским или неврологическим заболеванием или с низкими способностями в других областях или структурой слов и грамматики, и не лучше объясняются (соответствуют- прим.авт.) расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью (нарушением интеллектуального развития), общей задержкой развития или другим психическим расстройством.