Важный этап: Вашему малышу 5 лет
К этому возрасту большинство малышей делают:
Социальные и эмоциональные функции:
- Хочет радовать друзей;
- Хочет быть похожим на друзей;
- С большей вероятностью согласен с правилами;
- Нравится петь, танцевать, действовать (поступать);
- Знает пол (гендер);
- Может сказать, что реально, а что выдумано;
- Больше демонстрирует независимость, например, может навестить ближайшего соседа (по- прежнему, требуется наблюдение взрослых);
- Иногда требователен, а иногда очень отзывчив к сотрудничеству.
Речь/Коммуникация:
- Говорит очень четко;
- Рассказывает простые истории, используя полные предложения;
- Использует будущее время, например, «Бабушка придет»;
- Говорит имя и адрес.
Когнитивные функции (обучение, мышление, решение проблем):
- Считает 10 и больше предметов;
- Может рисовать человека с 6 частями тела;
- Может писать некоторые буквы и числа;
- Копирует треугольник и другие геометрические фигуры;
- Знает о повседневных вещах, например, о деньгах и еде.
Движение/Физическое развитие:
- Может стоять на одной ноге 10 и более секунд;
- Подпрыгивает; может перепрыгивать;
- Может кувыркаться;
- Использует вилку и ложку, иногда, десертный нож;
- Может самостоятельно пользоваться туалетом;
- Может раскачиваться на качели.
Действуйте незамедлительно, обратитесь к педиатру, если ваш ребенок:
- Не демонстрирует широкий набор эмоций;
- Показывает тяжелое поведение (необычно боязливый, агрессивный, застенчив и грустный);
- Необычно замкнутый и не активный;
- Легко отвлекается, не может сосредоточиться на одном занятии более 5 минут;
- Не отвечает людям или отвечает только поверхностно;
- Не может сказать, что реально, а что выдумано;
- Не играет в разные игры и занятия;
- Не может назвать имя и фамилию;
- Неправильно использует множественное или прошедшее время;
- Не говорит о повседневных делах или переживаниях;
- Не рисует;
- Не может чистить зубы, мыть и сушить руки или раздеваться без посторонней помощи;
- Теряет навыки, которыми ранее обладал.
Вы можете помочь вашему ребенку развиваться и расти. Разговаривайте, читайте, пойте, и играйте вместе каждый день. Ниже некоторые активности, которые вы можете с удовольствием выполнять с 5 летним ребенком.
Что вы можете делать для своего 5 летнего ребенка:
- Продолжайте устраивать игровые сессии, походы в парк или посещение игровых групп. Дайте ребенку больше свободы в выборе занятий для игр с друзьями и позвольте ему решать проблемы самостоятельно;
- Ваш ребенок может начать отвечать или использовать ненормативную лексику (нецензурную лексику) как способ почувствовать себя независимым. Не уделяйте этому разговору особого внимания, за исключением короткого тайм-аута. Вместо этого хвалите ребенка, когда он вежливо просит и спокойно принимает ответ «нет»;
- Это хорошее время, чтобы поговорить с ребенком о безопасном прикосновении. Никто не должен прикасаться к «интимным частям тела» ребенка, кроме врачей или медсестер во время осмотра, или родителей, когда они пытаются содержать ребенка в чистоте;
- Научите ребенка адресу и номеру телефона;
- Читая ребенку, попросите его предсказать, что будет дальше в рассказе;
- Поощряйте ребенка «читать», рассматривая картинки и рассказывая историю;
- Научите ребенка таким понятиям времени, как утро, день, вечер, сегодня, завтра и вчера. Начните учить дни недели;
- Изучите интересы вашего ребенка в вашем сообществе. Например, если ваш ребенок любит животных, посетите зоопарк или контактную ферму. Сходите в библиотеку или поищите в Интернете, чтобы узнать об этих темах;
- Держите под рукой коробку с мелками, бумагой, краской, детскими ножницами и пастой. Поощряйте ребенка рисовать и делать поделки с помощью различных принадлежностей;
- Играйте с игрушками, которые побуждают вашего ребенка собирать части вместе;
- Научите ребенка раскачивать ноги вперед и назад на качелях;
- Помогите ребенку карабкаться по горизонтальной лестнице;
- Ходите на пешие прогулки с ребенком, помогите ему ездить на велосипеде с обучающими колесами (в шлеме).