Люди с РАС могут иметь сопряженные расстройства, например, интеллектуальные нарушения, затруднения при обучении, СДВГ, тревожные расстройства, а также речевые, языковые и другие расстройства.
Частота встречаемости сопряженных расстройств у людей с РАС составляет 70%. Это достаточно высокий показатель. У 41% людей с РАС имеются более 2 сопутствующих расстройств.
Сопряженные расстройства могут влиять на проявление симптомов РАС, а также оказывать различное влияние на социальные и функциональные нарушения у людей с РАС разного возраста.
Какие виды тестирований необходимо проводить для правильной оценки при диагностике РАС?
Когнитивное тестирование
Для определения уровня развития детей младшего возраста и коэффициента умственного развития у детей старше 3 лет применяется множество стандартизированных тестов/шкал.
Выбор теста на интеллектуальное развитие будет зависеть от возраста и уровня языка ребенка.
Проведение достоверного когнитивного теста имеет ключевое значение для определения симптомов РАС при проведении диагностики РАС, а также помогает установить сопутствующие расстройства, такие как умственная отсталость.
Существуют достоверные тесты, которые можно применять среди невербальных детей.
Несмотря на более высокие показатели распространенности диагноза РАС у детей с умственной отсталостью, у других детей с умственной отсталостью могут наблюдаться некоторые симптомы РАС, не соответствующие диагностическим критериям данного расстройства.
На практике широко используются такие тесты, как Векслера,Маллена, Литера и др. Шкала Векслера и Маллена есть на русском языке. К сожалению, на казахском языке пока нет ни одного теста.
Тестирование речевых навыков
Характерной чертой основных симптомов РАС являются различия в использовании вербального и невербального общения для социального взаимодействия.
Оценка коммуникативных навыков на момент постановки диагноза должна включать документирование экспрессивных и рецептивных речевых навыков, а также использования языка в прагматических или разговорных целях.
Есть тесты Рейнеля, Пибоди и др., но, к сожалению, их нет ни на русском, ни на казахском языках.
Тестирование функции адаптации
Дополнением к объективному когнитивному тестированию является тест на адаптивное функционирование.
Определение степени влияния РАС на повседневное функционирование необходимо для определения возможности участия в некоторых государственных программах, а также для определения и мониторинга целей развития вмешательства.
Задержка адаптивного поведения, как правило, возникает у лиц с задержкой развития при РАС, при этом, показатели могут быть снижены у людей с РАС и со средним коэффициентом умственного развития.
Широко применяемые адаптивные шкалы включают шкалу Вайнленда для оценки адаптивного поведения и систему оценки адаптивного поведения. Данного теста также нет ни на русском или казахском языках.
Оценка двигательной функции
У детей с РАС чаще наблюдается незначительная задержка общих двигательных навыков и координации по сравнению с детьми из общей совокупности населения, при этом, они могут соответствовать критериям DSM-5 в отношении нарушения развития координации в дополнение к РАС.
Общие скрининговые тесты или адаптивные шкалы могут выявить задержку двигательной функции, которая должна быть подтверждена формальной оценкой со стороны узких специалистов.
Есть предположение взаимосвязи ранних задержек двигательной функции с последующим речевым и адаптивным развитием у детей с РАС.
Оценка сенсорной функции: слух
Дети с задержкой речевого развития или невнимательностью к речи должны пройти оценку слуховой функции.
Потеря слуха может развиться параллельно с РАС и должна учитываться при обследовании детей с задержкой речевого развития, поведенческими нарушениями или невнимательностью.
Если показано, необходимо предложить использование соответствующих средств/инструментов для усиления слуха.
Клиническая полезность оценок слуховой функции, доступных в современной практике, все еще подлежит исследованию.
Оценка сенсорной функции: зрение
Зрительная функция должна оцениваться в рамках первоначальной оценки детей, у которых проявляется визуальная невнимательность, стереотипное поведение (например, трение глаз или визуальное изучение с близкого расстояния) или отсутствует зрительный контакт. Снижение остроты зрения может повлиять на поле обзора и потребовать принятия специальных мер в образовательной среде. Дети с нарушениями зрительной функции также могут демонстрировать стереотипное моторное поведение.
Оценка сенсорной функции: обработка сенсорной информации
Руководство DSM-5 включает симптомы сенсорных нарушений в диагностические критерии для постановки диагноза РАС.
DSM-5 не включает дисфункцию сенсорной интеграции в качестве дискретного диагноза.
Широко используемые инструменты оценки (такие как Краткий сенсорный профиль и т.д.) позволяют проводить количественную оценку восприятия родителями сенсорных различий, связанных с обонянием, вкусом, зрением, слухом и осязанием.
В дополнение к факторам, которые традиционно считаются сенсорным расстройством, вопросники, используемые для оценки симптомов сенсорных нарушений, также учитывают двигательную гиперактивность и гипоактивность в качестве поведения с нарушенными или чрезмерными сенсорными навыками. Эти симптомы могут означать возникновение сопутствующего СДВГ.
Симптомы сенсорных нарушений могут более явно выражаться в более молодом возрасте и могут определять подтипы расстройства.
При подготовке данной информации использованы материалы «Клинического отчета Американской ассоциации педиатрии».