Более правильно будет называть аутизм так - Расстройства Аутистического Спектра ( РАС ). Мы будем использовать оба понятия: где-то для краткости - аутизм, где-то, чтобы не потерять точность изложения – РАС.
Аутизм многолик. Он затрагивает всю мыслительную, познавательную, эмоциональную, поведенчекую сторону человека. Нарушает их работу. Это и речь словесная, и язык жестов, и искаженное толкование разных знаков и образов, неверное восприятие эмоций человека, боязнь изменений, смены обстановки, зациклинность над чем-то. И т.п.. В обычной жизни можно обратить внимание на пару другую отклонений от типичной нормы (и объяснить, их для себя, временными задержками). Трудно увидеть всю картину проявлений поврежденных функций мозга. Часто аутизм замаскирован и с сопутствующими болезнями. Как многообразно отражение Мира в разных формах сознания Человека, так многообразен аутизм, повреждающий функционирование этих форм сознания.
Существуют два основных симптома аутизма:
- Трудности в социальной коммуникации
- Ограниченные, повторяющиеся поведения.
Здесь термин «симптом» используется в широком смысле, т.е. включает в себя десятки видов обычных симптомов. Так получается потому что свели всё разнообразие проявлений аутизма к двум крупным характеристикам.
Симптомы аутизма могут проявляться в раннем детстве, хотя они могут остаться незамеченными, сохраняться и затруднять повседневную жизнь.
Есть также шкала уровней тяжести аутизма. Она показывает, какая поддержка необходима человеку с аутизмом для повседневного функционирования. Шкала состоит из 3-х уровней: «Требуется поддержка»; « Требуется существенная поддержка»; « Требуется очень существенная поддержка» .
Многие люди с аутизмом имеют сенсорные проблемы. Обычно, сенсорные проблемы связаны с сверх или низкой чувствительностью к звукам, свету, прикосновениям, вкусам, боли или другим стимулам.
Аутизм также ассоциирован с высокими показателями определенных физических или психических заболеваний.
Ниже приведенные признаки относятся, в основном, к подросткам и взрослым.
Проблемы в социальной коммуникации
У детей и взрослых с аутизмом имеются трудности с вербальной и невербальной коммуникацией. Например, они могут не понимать или неправильно использовать:
- Разговорную речь. Около 1/3 людей с аутизмом являются невербальными.
- Жесты.
- Глазной контакт.
- Выражения лица.
- Тон голоса.
- Выражения, которые не должны восприниматься буквально.
Дополнительно могут быть трудности с:
- Распознаванием эмоций и намерений других.
- Пониманием собственных эмоций.
- Выражением эмоций.
- Получением эмоционального комфорта от других.
- Чувством подавленности в социальных ситуациях.
- Очередностью в разговорах.
- Измерением личного пространства (соответствующее пространство между людьми).
Ограниченные и повторяющиеся поведения
Ограниченные и повторяющиеся поведения у людей с аутизмом могут сильно отличаться и могут включать:
- Повторяющиеся движения тела (раскачивание, хлопанье, кружение, бегание вперед и назад).
- Повторяющиеся движения с предметами (вращение колес, сотрясение палочек, переключение рычагов).
- Пристально смотреть на свет или вращающиеся предметы.
- Ритуалистические поведения (например, выстраивание объектов, повторяющиеся касания предметов в определенном порядке).
- Узкие или крайние интересы по определенным темам.
- Потребность в неизменном распорядке дня / сопротивление изменениям (например, одинаковый распорядок дня, меню питания, одежда, маршрут до школы).