После того как у ребенка из группы риска диагностировали аутистическое расстройство, необходимо немедленно, не теряя времени, приступать к смягчению симптомов РАС : к снижению последствий задержек в развитии, укреплению умений и навыков и освоению новых, к развитию речи, повышению функциональности мозга и к осуществлению многого другого.
Разного рода действия, взаимодействие с ребенком с аутизмом с целью смягчения симптомов РАС, выполняемые специалистами, клиницистами, педиатрами, обученными родителями называют интервенциями, терапиями, вмешательствами.
Вмешательства для детей с РАС должны преследовать конкретные цели.
Выделяют 3 основных вида целей:
- Минимизировать основные дефициты (социальное общение и взаимодействие, ограниченное или повторяющееся поведение и интересы).
- Повысить функциональную независимость, способствуя обучению и приобретению адаптивных навыков.
- Минимизировать или предотвратить проблемное поведение, которое может препятствовать применению функциональных навыков.
Вмешательства должны проводиться интенсивно и подбираться индивидуально с учетом уровня развития ребенка. Эффективности вмешательств должны оцениваться с целью их корректировки.
Все вмешательства должны основываться на надежных теоретических фактах, строгих методологиях и объективных научных инструментах и технологиях с доказательной эффективностью.
Выделяют две категории научно-обоснованных вмешательств:
- Модель комплексного вмешательства.
- Целенаправленные вмешательства.
Эти вмешательства могут проводиться в разных условиях (например, дома, в классе, в естественной среде или в обществе), различными поставщиками услуг (например, специалистом по развитию, психотерапевтом, педагогом или обученными родителями), индивидуально или в группе, а также с помощью одобренной учебной программы или руководства.
Модель комплексного вмешательства
Концептуальной основой модели комплексного вмешательства является устранения широкого спектра дефицитов. Модель комплексного вмешательства должна быть воспроизводимой, интенсивной и рассчитанной на достижение нескольких терапевтических целей в течение определенного периода времени. Услуги могут предоставляться индивидуально или в рамках занятий в классе (специализированных или учитывающих индивидуальные особенности) с привлечением родителей, а также могут включать вмешательства с применением определенных технологий. Прикладной анализ поведения (ПАП или ABA по англ.), подходы к развитию и/или натуралистические подходы могут использоваться в рамках модели комплексного вмешательства. Примерами модели комплексного вмешательства могут быть раннее интенсивное поведенческое вмешательство, модель TEACCH (есть описание, см.боковое меню), Денверская модель раннего вмешательства и др..
Целенаправленные вмешательства
Целенаправленные вмешательства предназначены для контроля одного или ограниченной совокупности навыков, таких как усиление социального общения или обучение выполнению конкретной задачи, и могут быть реализованы в течение короткого периода времени. Практика целенаправленного вмешательства может быть сосредоточена на поведении, развитии и/или образовании. Целенаправленные вмешательства могут быть основаны на принципах ПАП, согласно которым конкретные навыки прививаются поэтапно с использованием принципов подкрепления или теории развития. Эти вмешательства осуществляются в структурированной среде с привлечением взрослого человека, в натуралистической среде с участием сверстников или в качестве компонента более комплексного подхода.
При РАС применяются два общих теоретических подхода к вмешательству:
- Поведенческий подход/Прикладной анализ поведения.
- Модели развития.
Хотя эти подходы имеют важные различия, они также имеют и значительные совпадения, поэтому вмешательства все чаще включают аспекты обоих подходов.
И наконец, различают категории вмешательств /терапий по уровню доказательности и эффективности. Существуют пять квалификационных категорий вмешательств. Они приведены в этой таблице .
Часть информации переведена на русский язык и подготовлена из материалов:
Клинический отчет Ассоциации педиатров США, 2019 год, и с сайта www.raisingchildren.net.au .