Как ставится диагноз "аутизм"?

 

Аутизм многолик. Он затрагивает всю мыслительную, познавательную, эмоциональную, поведенчекую сторону человека. Нарушает их работу. Это и речь словесная, и язык жестов, и искаженное толкование разных знаков и образов, неверное восприятие эмоций человека, боязнь изменений, смены обстановки, зациклинность над чем-то. И т.п.. В обычной жизни можно обратить внимание на пару-другую отклонений от типичной нормы (и объяснить их, для себя, временными задержками). Трудно увидеть всю картину проявлений поврежденных функций мозга.   Часто аутизм замаскирован и с сопутствующими болезнями. Как многообразно отражение Мира в разных формах сознания Человека, так многообразен и аутизм, повреждающий функционирование этих форм сознания.

Один из признаков аутизма - ухудшение функциональности, без должной поддержки. Человек с аутизмом должен быть как спортсмен - всегда в форме, должен всегда работать над приобретенными навыками. Иначе потеряет их.

Все начинается со скрининга. Скрининг - это предварительный шаг в диагностике. И это еще не диагностика, это первичная оценка риска аутизма. Это присвоение статуса ребенку - «в группе риска по аутизму»

Параллельное действие  - Анамнез, т.е. сбор информации по развитию ребенка, отклонений от типичных норм, и об обстановке, когда аутистические особенности проявились. Сам ребенок с аутизмом пассивен, он не способен сообщить полезные сведения. Здесь очень активна роль близкого окружения ребенка – родителей, бабушек, дедушек, нянек и других  близких. Качество анамнеза лежит в зоне их ответственности.

Нужно различать такие понятия как скрининг, диагностика, оценка различных функциональных способностей и навыков.

Скрининг , анамнез – это один уровень, предварительная аналитическая работа. Скрининг и анамнез не требуют участия человека с аутизмом для выполнения процедуры. Здесь идет обработка наблюдений, сбор сведений от ближнего окружения аутиста, идет сравнение уровня развития с нормами . Эту предварительную работу можно назвать скринингом риска или скринингом на риск аутизма.

Следующий уровень работы над выявлением РАС - это оценка функциональных способностей и диагностика. Здесь требуется работа непосредственно с ребенком, у которого есть группа риска по аутизму, и взаимодействие с ним. Этот уровень работы над диагнозом называют, для краткости, скринингом развития.

Инструментов и видов оценок много, но все они ограниченные, не всеобщие. Среди инструментов и способов оценки нет главного метода, нет среди них явного лидера. Их нужно использовать совместно, делать перекрестную проверку. Одно дополняет другое.

Существуют специфические инструменты диагностики аутизма. Используются также инструменты смежных наук , психологии и т.д., лучше сказать, приходится прибегать к методам специалистов параллельных наук: социологов, психологов, логопедов и других.

Инструментов и видов оценок много, так как они применяются для детей разных возрастов, учитывают их возраст : от нескольких недель до подросткового возраста. Т.е. инструменты и виды оценок возрасто-зависимые. Например, есть новая технология АЙС ТРЕКИНГ, для оценки детей возрастом до несколько недель!

Диагностирование аутизма – это командная работа, взаимодействие разных специалистов, клиницистов, родителей ребенка, воспитателей.

      Уважаемые родители, помните, не забывайте : первые 5-6 лет жизни ребенка являются самыми важными! В эти годы формируются 95% всех нейронных связей в мозге человека. За эти годы ребенок приобретает 500 различных навыков и умений! Вам нужно сделать все возможное и невозможное , чтобы ваш ребенок сдал этот «рубежный экзамен на отлично».