Общие сведения о вмешательствах при РАС

 

После того как у ребенка из группы риска диагностировали аутистическое расстройство, необходимо немедленно, не теряя времени, приступать к смягчению  симптомов РАС : к снижению последствий задержек в развитии, укреплению  умений и навыков  и освоению  новых, к развитию речи,  повышению функциональности мозга и к осуществлению  многого другого.  

Разного рода действия, взаимодействие с ребенком с аутизмом с целью смягчения симптомов РАС, выполняемые специалистами, клиницистами, педиатрами, обученными родителями называют интервенциями, терапиями, вмешательствами.

Вмешательства для  детей с РАС должны преследовать конкретные цели. 

Выделяют 3 основных вида целей:

  • Минимизировать основные дефициты (социальное общение и взаимодействие, ограниченное или повторяющееся поведение и интересы).
  • Повысить функциональную независимость, способствуя обучению и приобретению адаптивных навыков.
  • Минимизировать или предотвратить проблемное поведение, которое может препятствовать применению функциональных навыков.

Вмешательства должны проводиться интенсивно и подбираться индивидуально с учетом уровня развития ребенка.  Эффективности вмешательств должны оцениваться с целью их корректировки.

Все вмешательства должны основываться на надежных теоретических фактах, строгих методологиях и объективных научных инструментах и технологиях с доказательной  эффективностью.

Выделяют две категории научно-обоснованных вмешательств:

  • Модель комплексного вмешательства.
  • Целенаправленные вмешательства.

Эти вмешательства могут проводиться в разных условиях (например, дома, в классе, в естественной среде или в обществе), различными поставщиками услуг (например, специалистом по развитию, психотерапевтом, педагогом или обученными родителями), индивидуально или в группе, а также с помощью одобренной учебной программы или руководства.

Модель комплексного вмешательства

Концептуальной основой модели комплексного вмешательства является устранения широкого спектра дефицитов.  Модель комплексного вмешательства должна быть воспроизводимой, интенсивной и рассчитанной на достижение нескольких терапевтических целей в течение определенного периода времени. Услуги могут предоставляться индивидуально или в рамках занятий в классе (специализированных или учитывающих индивидуальные особенности) с привлечением родителей, а также могут включать вмешательства с применением определенных технологий. Прикладной анализ поведения (ПАП или  ABA по англ.), подходы к развитию и/или натуралистические подходы могут использоваться в рамках модели комплексного вмешательства. Примерами модели комплексного вмешательства  могут быть раннее интенсивное поведенческое вмешательство, модель TEACCH (есть описание, см.боковое меню), Денверская модель раннего вмешательства и др..

Целенаправленные вмешательства

Целенаправленные вмешательства предназначены для контроля одного или ограниченной совокупности навыков, таких как усиление социального общения или обучение выполнению конкретной задачи, и могут быть реализованы в течение короткого периода времени. Практика целенаправленного вмешательства может быть сосредоточена на поведении, развитии и/или образовании. Целенаправленные вмешательства могут быть основаны на принципах ПАП, согласно которым конкретные навыки прививаются поэтапно с использованием принципов подкрепления или теории развития. Эти вмешательства осуществляются в структурированной среде с привлечением взрослого человека, в натуралистической среде  с участием сверстников или в качестве компонента более комплексного подхода.  

При РАС применяются два общих теоретических подхода к вмешательству:

  • Поведенческий подход/Прикладной анализ поведения.
  • Модели развития.

Хотя эти подходы имеют важные различия, они также имеют и значительные совпадения, поэтому вмешательства все чаще включают аспекты обоих подходов.

И наконец,  различают  категории вмешательств /терапий по уровню  доказательности  и эффективности.   Существуют  пять   квалификационных категорий вмешательств. Они приведены  в  этой таблице .

Часть информации переведена  на русский язык и подготовлена из материалов:

Клинический отчет Ассоциации педиатров США, 2019 год,  и с сайта www.raisingchildren.net.au  .