Оценка связанных нарушений

Оценка сопутствующих нарушений развития

 
 
Люди с РАС могут иметь сопряженные расстройства, например, интеллектуальные нарушения, затруднения при обучении, СДВГ, тревожные расстройства, а также речевые, языковые и другие расстройства. 
 
Частота встречаемости сопряженных расстройств у людей с РАС составляет 70%. Это достаточно высокий показатель.  У 41% людей с РАС имеются более 2 сопутствующих расстройств.
 
Сопряженные расстройства могут влиять на проявление симптомов РАС, а также оказывать различное влияние на социальные и функциональные нарушения у людей с РАС разного возраста. 
 
 
Какие виды тестирований необходимо проводить для правильной оценки при диагностике РАС?
 
 
Когнитивное тестирование
 
Для определения уровня развития детей младшего возраста и коэффициента умственного развития у детей старше 3 лет применяется множество стандартизированных тестов/шкал. 
 
Выбор теста на интеллектуальное развитие будет зависеть от возраста и уровня языка ребенка. 
 
Проведение достоверного когнитивного теста имеет ключевое значение для определения симптомов РАС при проведении диагностики РАС, а также помогает установить сопутствующие расстройства, такие как умственная отсталость. 
 
Существуют достоверные тесты, которые можно применять среди невербальных детей. 
 
Несмотря на более высокие показатели распространенности диагноза РАС у детей с умственной отсталостью, у других детей с умственной отсталостью могут наблюдаться некоторые симптомы РАС, не соответствующие диагностическим критериям данного расстройства. 
 
На практике широко используются такие тесты, как Векслера,Маллена, Литера и др. Шкала Векслера и Маллена есть на русском языке. К сожалению, на казахском языке пока нет ни одного теста.
 
 
Тестирование речевых навыков
 
Характерной чертой основных симптомов РАС являются различия в использовании вербального и невербального общения для социального взаимодействия. 
 
Оценка коммуникативных навыков на момент постановки диагноза должна включать документирование экспрессивных и  рецептивных речевых навыков, а также использования языка в прагматических или разговорных целях.
 
Есть тесты Рейнеля, Пибоди и др., но, к сожалению, их нет ни на русском, ни на казахском языках.
 
 
Тестирование функции адаптации
 
Дополнением к объективному когнитивному тестированию является тест на адаптивное функционирование.
 
Определение степени влияния РАС на повседневное функционирование необходимо для определения возможности участия в некоторых государственных программах, а также для определения и мониторинга целей развития вмешательства.
 
Задержка адаптивного поведения, как правило, возникает у лиц с задержкой развития при РАС, при этом, показатели могут быть снижены у людей с РАС и со средним коэффициентом умственного развития. 
 
Широко применяемые адаптивные шкалы включают шкалу Вайнленда для оценки адаптивного поведения и систему оценки адаптивного поведения. Данного теста также нет ни на русском или казахском языках.
 
 
Оценка двигательной функции
 
У детей с РАС чаще наблюдается незначительная задержка общих двигательных навыков и координации по сравнению с детьми из общей совокупности населения, при этом, они могут соответствовать критериям DSM-5 в отношении нарушения развития координации в дополнение к РАС.
 
Общие скрининговые тесты или адаптивные шкалы могут выявить задержку двигательной функции, которая должна быть подтверждена формальной оценкой со стороны узких специалистов. 
 
Есть предположение взаимосвязи ранних задержек двигательной функции с последующим речевым и адаптивным развитием у детей с РАС.
 
 
Оценка сенсорной функции: слух
 
Дети с задержкой речевого развития или невнимательностью к речи должны пройти оценку слуховой функции.
 
Потеря слуха может развиться параллельно с РАС и должна учитываться при обследовании детей с задержкой речевого развития, поведенческими нарушениями или невнимательностью.
 
Если показано, необходимо предложить использование соответствующих средств/инструментов для усиления слуха. 
 
Клиническая полезность оценок слуховой функции, доступных в современной практике, все еще подлежит исследованию.
 
 
Оценка сенсорной функции: зрение
 
Зрительная функция должна оцениваться в рамках первоначальной оценки детей, у которых проявляется визуальная невнимательность, стереотипное поведение (например, трение глаз или визуальное изучение с близкого расстояния) или отсутствует зрительный контакт. Снижение остроты зрения может повлиять на поле обзора и потребовать принятия специальных мер в образовательной среде. Дети с нарушениями зрительной функции также могут демонстрировать стереотипное моторное поведение.
 
 
Оценка сенсорной функции: обработка сенсорной информации
 
Руководство DSM-5 включает симптомы сенсорных нарушений в диагностические критерии для постановки диагноза РАС. 
 
DSM-5 не включает дисфункцию сенсорной интеграции в качестве дискретного диагноза. 
 
Широко используемые инструменты оценки (такие как Краткий сенсорный профиль и т.д.) позволяют проводить количественную оценку восприятия родителями  сенсорных различий, связанных с обонянием, вкусом, зрением, слухом и осязанием.
 
В дополнение к факторам, которые традиционно считаются сенсорным расстройством, вопросники, используемые для оценки симптомов сенсорных нарушений, также учитывают двигательную гиперактивность и гипоактивность в качестве поведения с нарушенными или чрезмерными сенсорными навыками. Эти симптомы могут означать возникновение сопутствующего СДВГ. 
 
Симптомы сенсорных нарушений могут более явно выражаться в более молодом возрасте и могут определять подтипы расстройства.
 
При подготовке данной информации  использованы материалы «Клинического отчета Американской ассоциации педиатрии».