Социальный проект "ПРИМИ МЕНЯ!"

В настоящее время в Республике Казахстан ведется работа по созданию правовой базы для инклюзивного образования, и, в случае ратификации Конвенции ОНН о правах инвалидов, ребенок с расстройством аутистического спектра не сможет воспользоваться ст. 24 «Образование» Конвенции. И эта не единственная проблема, которая стоит на пути наших детей для реализации всех своих прав как граждан своей Республики.

По инициативе нашего фонда в этом году с разрешения всех заинтересованных государственных ведомств запускается экспериментальный проект «Организация адаптации детей с аутизмом в социальную и общеобразовательную среду» в одной из общеобразовательных школ и детском саду г.Алматы. 

Этот проект инклюзивного образования не имеет аналогов среди стран Центрально-Азиатского региона. Он направлен на адаптацию прогрессивных методик инклюзивного образования  для детей с аутизмом в нашей стране. Мы надеемся, что Министерство Образования РК по результатам  этого проекта сделает репликацию этого метода  в учреждениях образования на территории всей нашей страны.

В рамках реализации Национального плана действий в области прав человека в Республике Казахстан данный проект может стать конкретным шагом к совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области системы защиты прав ребенка на образование.

Наш Проект направлен на решение следующих проблем:

1. В Казахстане до сих пор нет стандарта по образованию детей с РАС. Даже при нормальных способностях к обучению эти дети сталкиваются с трудностями в общеобразовательных учреждениях – учителя, воспитатели, специалисты и сверстники не понимают особенностей их поведения; повышенная импульсивность и чрезмерная чувствительность к обычным звукам и другим стимулам мешает ученикам сосредоточиться на материале; трудности в коммуникации делают социальные ситуации в образовательных учреждениях очень сложными и изматывающими для всех.

2. Родителям детей с РАС предлагается надомная и дистанционная форма обучения, которая ограничивает доступ детей к полноценному образованию и лишает их социального опыта.

3. Таким детям нужны специальные методики поддержки и обучения, а также дополнительные занятия, которые позволят им адаптироваться к школе. Однако в Казахстане до сих пор не хватает адаптированных методик и специалистов, готовых работать с этой группой детей.

Решение задач проекта осуществляется через поэтапную реализацию шагов:

Создание образовательного стандарта для детей с аутизмом.

Отказ от методик, не отвечающих потребностям детей с аутизмом.

Введение и применение объективных критериев и методов оценки способностей и успеваемости, независимо от уровня развития речи.

Адаптация успешного зарубежного опыта структурированного обучения к системе образования Казахстана.

Создание специализированных программ для обучения и инклюзии невербальных детей с аутизмом. 

Наш проект поддержали Министерство образования РК, Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики РК, Акимат г. Алматы, «Алматинский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями», TS Development, Тренинг центр «HOPe – Happy other parents». Казахстанские специалисты совместно с американскими коллегами, будут проводить адаптацию, разработку и экспертизу модели по обучению детей с аутизмом.

Также хотим отметить, что большой интерес к проекту проявил Фонд Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации, поддержал его, выделив средства на оборудование класса и группы, Фонд Сорос-Казахстан и компания TS Development.